Здоровый образ жизни ребенка, основные показатели

Здоровый образ жизни ребенка

Все основные привычки, образ жизни и манеры поведения ребенок копирует со взрослых в своей семье. Поэтому важно, чтобы родители вели здоровый образ жизни, тем самым прививая своим детям правильные привычки и навыки, формируя здоровый образ жизни ребенка.

Здоровый образ жизни ребенка – это:

  • благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеские взаимоотношения между родителями и детьми
  • ответственное отношение родителей к здоровью детей и своему собственному
  • благоприятные условия для физического и психического развития ребенка
  • правильно организованное рациональное питание
  • соблюдение режима дня
  • негативное отношение родителей к алкоголю и курению
  • достаточная трудовая активность родителей и привлечение детей к посильному труду
  • гигиена, содержания в чистоте тела, одежды и помещения
  • умственное развитие ребенка, совместные игры и проведение досуга (прогулки в лесу или парке, совместное чтение книг, рисование и прочее.)

Очень важно быть доброжелательными и вежливыми людьми, и учить быть такими своих детей.

Основные показатели здорового образа жизни ребенка:

1. Физкультура и спорт

Очень важен личный пример родителей, чтобы привить ребенку желание заниматься физкультурой. Если мама с папой дружно делают утреннюю зарядку, то ребенок, как правило, охотно присоединяется к ним. Не лишними будут занятия ребенком в какой-либо спортивной секции.

Для развития двигательных качеств, скорости, ловкости, гибкости, силы с детьми играют в активные игры дома и на улице, например, игры с мячом, прятки, догонялки, футбол и др. Также такие игры отвлекают современных детей от компьютера и просмотра телевизора, что также является профилактикой нарушения зрения, слуха и осанки.

Кроме того для формирования основных двигательных навыков, связанных с ходьбой, бегом, лазаньем, прыжками необходимо оборудовать дома спортивный уголок.

Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг ребенка, способствует развитию двигательных навыков, ловкости и самостоятельности.

Организовать уголок лучше ближе к окну, чтобы было достаточно света и притока свежего воздуха. Домашний спортивно – игровой комплекс может включать такое спортивное оборудование: канат, веревочная и деревянная лестница, кольца, турник. Родителя могут дополнить такой уголок мячами разных размеров, обручем, скакалкой и др.

Упражнения на снарядах старайтесь вводить постепенно. Пусть ребенок выполняет их под вашим руководством и наблюдениями, а после удачного усвоения и по мере взросления сможет заниматься самостоятельно.

Занятия в спортивном уголке должны вызывать у ребенка только положительные эмоции.

2. Закаливание

Закаливание – один из основных способов уменьшения чувствительности организма к колебаниям температуры окружающей среды, а значит и к простудным заболеванием.

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать, чтобы получить положительный эффект от закаливания:

  • систематическое применение мер закаливания в любое время года
  • постепенное увеличение воздействия
  • учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка (состояние здоровья, условия жизни и окружающей среды, индивидуальные качества организма).

Закаливающие процедуры для ребенка:

  • облегченная одежда в помещении
  • регулярное проветривание помещения (в отсутствии ребенка) до полной смены воздуха, при этом нормальное снижение температуры в комнате где ребенок играет до 20ºС, а в спальне до 16-18ºС.
  • дневной сон ребенка, желательно на свежем воздухе (например, на балконе, веранде, во дворе частного дома). На балконе или на улице ребенок может спать при температуре воздуха до -10ºС, при этом он должен быть адекватно одет в теплый зимний комбинезон или спальный мешок и укрыт теплым одеялом. Если невозможно организовать сон на свежем воздухе укладывайте ребенка спать в комнате с открытым окном. Мои дети до двух лет спали в коляске на улице при любой погоде, а после двух лет я начала укладывать в комнате, только потому, что подросшему ребенку стало тесно в коляске. И к стати сказать мой старший сын впервые заболел в возрасте двух лет, возможно это совпадение, но я считаю, что это связано с прекращением сна на свежем воздухе.
  • водные процедуры, которые включают, кроме купания, еще и обтирание, умывание, обливание рук и ног, игры с водой и в воде. Первый месяц жизни моих мальчиков, я купала их при температуре воды 37ºС, а после начала снижать температуру каждую неделю на 1ºС и таким образом довела ее до 30ºС и теперь постепенно придерживаюсь такого температурного режима.
  • хождение босиком оказывает хорошее закаливающее действие. В доме я никогда не заморачиваюсь по поводу носочков или тапочек для детей. К тому же моим детям посчастливилось проводить лето в селе, где они босиком бегают во дворе по травке.

3. Гигиена

Гигиенические навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста:

  • любить чистоту
  • следить за опрятностью одежды и обуви
  • пользоваться только личными предметами туалета
  • мыть руки перед едой
  • каждое утро делать гимнастику
  • выполнять закаливающие процедуры
  • правильно ухаживать за зубами
  • уметь пользовать туалетной бумагой

Минимальный комплекс гигиенических процедур

  • ежедневное купание, лучше в вечернее время
  • по возможности мытье после каждого похода в туалет
  • чистка зубов с момента их появления детской зубной щеткой и детской зубной пастой
  • умывание утром и вечером
  • мытье рук перед едой, после улицы, похода в туалет, контакта с домашними животными и по мере загрязнения

4. Рациональное питание

Родителям важно знать, что рациональное питание ребенка благоприятно влияет на его физическое и психическое развитие, повышая сопротивляемость организма к болезням. Для детского организма характерен процесс быстрого роста и развития. Поэтому возрастает необходимость ребенка в питательных веществах. Еда ребенка по своему количеству и качеству должна соответствовать особенностям пищеварительного тракта, содержать в достаточном количестве необходимые ребенку белки, жиры, углеводы, минералы, воду, витамины. Рациональное питание – одно из условий сохранения здоровья ребенка. Причем, дети разного возраста имеют разные потребности в питании. О питании детей до 2-х лет см. статью Первый прикорм ребенка, меню на каждый день

Питание детей более старшего возраста – слишком обширная тема, которая требует отдельной публикации.

Общие правила питания для ребенка:

  • прием пищи 4 раза в день (завтрак, обед, полдник, ужин)
  • завтрак не позднее 45 мин – 1 часа после пробуждения
  • ужин за 1,5-2 часа до сна
  • если ребенок посещает детский сад, режим дня дома должен максимально совпадать с режимом в садике

5. Режим дня

Режим дня ребенка – это правильное распределение времени и установленная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма: сон, прием пиши, общение с окружающим миром.

Режим дня, также как и питание в разном возрасте имеет различия и свои особенности, но есть общие правила для всех:

  • ребенок должен ложиться спать, вставать, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время
  • обязателен дневной сон около 2х часов
  • прогулки на свежем воздухе зимой 3-4 часа, а летом на много больше
  • чередование подвижных игр с более спокойными, вечером перед сном лучше организовать спокойные занятия (чтение книг, рисование, конструктор).

Основное правило – ежедневно соблюдать очередность всех действий, стараться, чтобы все происходило в одно и то же время. Например, завтрак – только в 8:00, а дневной сон только с 13:00.

Забота о развитии и здоровье ребенка начинается в семье с принятия здорового образа жизни.

Если вам была полезна статья Здоровый образ жизни ребенка, основные показатели, и вы хотите узнавать больше нового, тогда подписывайтесь на наш блог перейдя по этой ссылке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *